вторник, 27 января 2009 г.

Жертвоприношения (германцы и скандинавы)

Вопрос:

Практиковали ли древние скандинавы человеческие жертвоприношения как,
например, кельты? Известно, что кельты до принятия христианства
приносили в жертву людей. В качеств жертв у кельтов избирались
преступники, пленные, рабы, убийцы и другие нехорошие люди, а также
(почему-то huh.gif ) молоденькие девушки. Так же ли обстояли дела с человеческими жертвоприношениями у викингов?




Ответ:

Древние германцы:

Адам Бременский:


17. Кроме того, нам говорили, что в означенном
море есть еще много других островов, среди которых и крупный остров
Эстланд 187, не уступающий по величине предыдущему Его жители
совершенно не знакомы с Богом христиан, они поклоняются крылатым
драконам, которым даже приносят в жертву живых людей, приобретая их у
купцов; да проверяют весьма тщательно, чтобы на теле у жертвы не было
ни единого пятнышка, а иначе, по их словам, драконы ее отвергнут.
Рассказывают, что вышеописанный остров расположен вблизи Края женщин,
немного выше города свеонов Бирки.



Схолия 134. Около святилища
растет большое дерево с раскидистыми ветвями, зеленеющее и зимой, и
летом, и никто не знает, какова природа этого дерева. Там также
находится источник, где язычники совершают жертвоприношения, ввергая в
него живого человека: если он не всплывает, то это обозначает, что
желание народа осуществится.



Схолия 135. Сей храм окружает
золотая цепь, висящая по скатам здания и густо окрашивающая в золотой
цвет всех входящих. Это святилище расположено в равнинной местности,
которая со всех сторон окружена горами наподобие театра.



27. Ко
всем их богам приставлены жрецы, ведающие племенными
жертвоприношениями. Если грозит голод или мор, они приносят жертву
идолу Тора, если война, Водану, если предстоит справлять свадьбы,
Фриккону. Свеоны, кроме того, имеют обычай каждые девять лет устраивать
в Убсоле торжество, собирающее жителей всех областей страны. От участия
в этом торжестве не освобождается никто. Цари и народы, вместе и
поодиночке, все отсылают свои дары в Убсолу, и, что ужаснее всего, те,
кто уже принял христианство, вынуждены откупаться от участия в подобных
церемониях. Вот как происходит жертвоприношение. Из всей живности
мужского пола приносится девять голов: считается, что их кровь
умилостивит богов. Тела же этих животных развешиваются в близлежащей
роще. Эта роща священна для свеонов, потому что, согласно поверью,
благодаря смерти и разложению жертв ее деревья становятся
божественными. Один христианин рассказывал мне, что видел в этой роще
висевшие вперемежку тела собак, лошадей и людей, общим числом 72. А о
многочисленных нечестивых магических песнопениях, которые они обычно
исполняют, совершая обряд жертвоприношения, лучше будет вообще умолчать.



Схолия
136. Недавно свеонский король-христианин Анундер, после того как он
отказался приносить языческим богам установленную племенем жертву, был
изгнан из королевства и, говорят, пошел оттуда, радуясь, что за имя
Господа Иисуса удостоился принять бесчестие 217.



Схолия 137.
Пиры и подобные жертвоприношения происходят девять дней: каждый лень
вместе с животными приносится один человек, так что за девять дней
приносятся 72 живых существа. Это жертвоприношение приурочивается к
весеннему равноденствию.



Корнелий Тацит (Германия):

40. Лангобардам,
напротив, стяжала славу их малочисленность, ибо, окруженные множеством
очень сильных племен, они оберегают себя не изъявлением им покорности,
а в битвах и идя навстречу опасностям. Обитающие за ними ревдигны, и
авионы, и англии, и варины, и эвдосы, и свардоны, и нуитоны защищены
реками и лесами. Сами по себе ничем не примечательные, они все вместе
поклоняются матери-земле Нерте, считая, что она вмешивается в дела
человеческие и навещает их племена. Есть на острове среди Океана
священная роща и в ней предназначенная для этой богини и скрытая под
покровом из тканей повозка; касаться ее разрешено только жрецу. Ощутив,
что богиня прибыла и находится у себя в святилище, он с величайшей
почтительностью сопровождает ее, влекомую впряженными в повозку
коровами. Тогда наступают дни всеобщего ликования, празднично убираются
местности, которые она удостоила своим прибытием и пребыванием. В эти
дни они не затевают походов, не берут в руки оружия; все изделия из
железа у них на запоре; тогда им ведомы только мир и покой, только
тогда они им по душе, и так продолжается, пока тот же жрец не возвратит
в капище насытившуюся общением с родом людским богиню. После этого и
повозка, и покров, и, если угодно поверить, само божество очищаются
омовением в уединенном и укрытом ото всех озере. Выполняют это рабы,
которых тотчас поглощает то же самое озеро. Отсюда — исполненный тайны
ужас и благоговейный трепет пред тем, что неведомо и что могут увидеть
лишь те, кто обречен смерти.



Tildr:

кроме того, добровольное умерщвеление жён, вслед за умершими мужьями
(см. записи Ибн Фадлана о "русах", эти записи не привожу, т.к.
комментирование его записей - дело отдельной заметки).

С ним убивали и рабов.



Кроме того, смерть при хольмганге (ритуальный поединок), рассматривался, видимо, как суд божий и жертва богам.

"Выбрасывание детей", вместо их именования, т.е. "принятия в род"; - также человеческая жертва.

Приступников, скорее всего, также приносили в жертву.

Если наступал голод, к примеру, убивали преступников и приносили их в жертву, дабы смилостивить гнев богов.




Скандинавы:

Сага об Инглингах:

Домальди
наследовал отцу своему Висбуру и правил страной. В его дни в Швеции
были неурожаи и голод. Шведы совершали большие жертвоприношения в
Уппсале. В первую осень они приносили в жертву быков. Но голод не
уменьшился. На вторую осень они стали приносить человеческие жертвы. Но
голод был все такой же, если не хуже. На третью осень много шведов
собралось в Уппсалу, где должно было происходить жертвоприношение.
Вожди их стали совещаться и порешили, что в неурожае виноват Домальди и
что надо принести его в жертву — напасть на него, убить и обагрить
алтарь его кровью. Это и было сделано. Тьодольв говорит так:



В давние дни

Княжьей кровью

Воины поле

Окропили,

Рдяную сталь

От остылого тела

Ворога ютов[43]

Несло войско,

Когда закланью

Домальди предал

Свейский род[44]

Урожая ради.



....



Аун,
или Ани, сын Ёрунда, был конунгом шведов после своего отца. Он усердно
приносил жертвы и был человеком мудрым. Воевать он не любил, все сидел
дома.



Когда эти конунги правили в Уппсале, как об этом только
что рассказывалось, в Дании правил сперва Дан Гордый — он дожил до
глубокой старости, — потом сын его Фроди Гордый или Миролюбивый, потом
его сыновья Хальвдан и Фридлейв. Они были очень воинственны. Хальвдан
был старшим и первым из них во всем. Он отправился со своим войском в
Швецию, в поход против Ауна конунга. Между ними произошло несколько
битв, и Хальвдан всегда одерживал верх. В конце концов Аун конунг бежал
в Западный Гаутланд. К тому времени он уже пробыл двадцать лет конунгом
в Уппсале. В Западном Гаутланде он тоже пробыл двадцать лет, пока
Хальвдан конунг был в Уппсале. Хальвдан конунг умер от болезни, и там
ему насыпали курган. После этого Аун конунг вернулся в Уппсалу. Ему
было тогда шестьдесят лет. Он совершил большое жертвоприношение, прося
о долголетии, и принес в жертву Одину своего сына. Один обещал Ауну
конунгу, что тот проживет еще шестьдесят лет. Аун пробыл конунгом в
Уппсале еще двадцать лет. Тут нагрянул в Швецию Али Смелый, сын
Фридлейва, и у них с Ауном произошло несколько сражений, и Али всегда
одерживал верх. Тогда Аун конунг во второй раз бежал в Западный
Гаутланд, оставив свои владения. Али был конунгом в Уппсале двадцать
лет, пока Старкад Старый не убил его. После смерти Али Аун конунг
вернулся в Уппсалу и правил там еще двадцать лет. Он снова совершил
большое жертвоприношение и принес в жертву своего второго сына. Тогда
Один сказал Ауну, что, давая ему раз в десять лет по сыну, он будет
жить вечно, и велел ему называть какую-нибудь область в своей стране по
числу своих сыновей, которых он принес в жертву Одину. После того как
он принес в жертву седьмого сына, он прожил еще десять лет, но уже не
мог ходить. Его носили на престоле. Он принес в жертву восьмого сына и
прожил еще десять лет, лежа в постели. Он принес в жертву девятого сына
и прожил еще десять лет, и сосал рожок, как младенец. У Ауна оставался
тогда еще один сын, и он хотел принести его в жертву и посвятить Одину
Уппсалу и прилегающие к ней земли, назвав всю эту область
Тиундаланд[68]. Но шведы не позволили ему совершить жертвоприношение.
Тут Аун конунг умер, и в Уппсале ему насыпали курган[69]. С тех пор,
когда кто-нибудь умирает безболезненно от старости, это называют
болезнью Ауна[70]. Тьодольв говорит так:



Знаю, что Аун

В давние годы

В Уппсале

Впал в детство.

И, живот

Свой спасая,

Старец стал

Сосать тюрю.

И был в руках

Его дряхлых

Турий рог,

Словно соска.

День-деньской,

Как младенец,

Конунг пил

Из копья турья[71],

И не под силу

Сыноубийце

Было поднять

Клинок бычий[72].



...



Очень
многие бежали из Швеции, будучи объявлены Иваром вне закона. Они
слышали, что у Олава Лесоруба в Вермаланде хорошие земли, и к нему
стеклось так много народу, что земля не могла всех прокормить. Случился
неурожай, и начался голод. Люди сочли, что виноват в этом конунг, ибо
шведы обычно считают, что конунг — причина как урожая, так и неурожая.
Олав конунг пренебрегал жертвоприношениями. Это не нравилось шведам, и
они считали, что отсюда и неурожай. Они собрали войско, отправились в
поход против Олава конунга, окружили его дом и сожгли его в доме,
отдавая его Одину и принося его в жертву за урожай. Это было у Венира
озера. Тьодольв говорит так:



И у волны

. . .[104]

Олава

Опалило пламя,

И волк стволов[105]

Жгучепалый

Сорвал плащ

С вождя свеев.

Сын владык

Высокородный,

Уппсалу он

Давно оставил.



О жертвенных инструментах:

"Сага о Хаконе Добром":

Сигурд,
хладирский ярл, был ревностным язычником, каким был и Хакон, его отец.
Сигурд ярл давал все жертвенные пиры от лица конунга там в Трёндалёге.
По древнему обычаю, когда предстоял жертвенный пир, все бонды должны
были собраться туда, где стояло капище, и принести припасы, которые
нужны во время жертвенного пира. На этот пир все должны были принести
также пива. Для пира закалывали всякого рода скот, а также лошадей. Вся
кровь от жертв называлась жертвенной кровью, а чаши, в которых она
стояла, — жертвенными чашами, а жертвенные веники были наподобие
кропил. Ими окропляли все жертвенники, а также стены капища снаружи и
внутри. Жертвенной кровью окропляли также людей. А мясо варили и
вкушали на пиру. Посредине пиршественной палаты горели костры, а над
ними были котлы. Полные кубки передавались над кострами, и тот, кто
давал пир и был вождем, должен был освящать полные кубки и жертвенные
яства. Первым был кубок Одина — его пили за победу и владычество своего
конунга, потом шли кубок Ньёрда и кубок Фрейра — их пили за урожайный
год и мир. У многих было в обычае пить после этого Кубок Браги[34].
Пили также кубок за своих родичей, которые уже были погребены. Этот
кубок называли поминальным.



О животных жертвах:

Свен,
свойственник конунга, по-прежнему оставался на тинге. Он предложил
шведам, что совершит для них жертвоприношение, если они отдадут власть
ему. Они согласились на это, и Свен был признан конунгом всей Свитьод.
Тогда привели на тинг лошадь и разрубили ее на куски, которые затем
раздали и съели, а жертвенное дерево вымазали кровью. Все шведы
отказались от христианства и стали приносить жертвы, конунга же Инги
они прогнали, и он уехал в Западный Гаутланд. Блот-Свен[5] был три зимы
конунгом над шведами.



Одного мужа звали Флоки, сын Вильгерд. Он
был великий викинг. Он отправился искать Остров Гардара. [Они стали на
якорь в Смьёрсунде. Там он устроил большое жертвоприношение и освятил
трех воронов, которые должны были указать ему путь, потому что в то
время у мореплавателей в Северных Землях не было магнита. На том месте,
где было жертвоприношение, они построили курган и назвали это Курганом
Флоки.]



Когда в Швеции было язычество, там по древнему обычаю совершали главное жертвоприношение в Уппсале в месяц гои[55].

[55] …месяц гои — в языческом календаре (сохранившемся в Исландии) — месяц с середины февраля до середины марта.



Книга о занятии земли, часть вторая:

Тогда
же было решено перенести оттуда тинг на тот мыс, где он находится
сейчас. Тогда это место было особо священным, и там все еще стоит
Камень Тора, на котором убивали людей, которые приносились в жертву. А
рядом с ним есть Кольцо Рока, которым проклинали людей. И там же
учредил Торд Ревун тинг четверти с одобрения всех жителей четверти.



Сага о людях с Песчаного острова:

Он
поставил у Капищного Залива большой хутор и назвал его Капищный Двор.
Там же он велел возвести капище; это был большой дом. В боковых стенах,
ближе к углам, были прорезаны двери. Внутри стояли столбы почетной
скамьи; они были закреплены гвоздями; гвозди эти звались боговыми[14].
Внутри капища было большое святилище. В помещении была постройка вроде
хора в нынешних церквях, и там посреди пола стоял жертвенник, как
алтарь в церкви. Поверх него лежало незамкнутое кольцо весом в двадцать
эйриров[15]. На нем следовало приносить все клятвы. Кольцо это годи
капища должен был надевать на руку на всех сходках. На жертвеннике
также должна была стоять жертвенная чаша с прутом наподобие кропила. Им
следовало разбрызгивать из чаши ту кровь, что звалась «долей», — то
была кровь умерщвленных животных, принесенных в жертву богам[16].
Вокруг жертвенника в задней части капища стояли боги[17]. Все люди
должны были платить налог на капище и сопровождать годи во всех
поездках, как теперь жители округи своего хёвдинга. А годи должен был
содержать капище, чтобы оно не пришло в упадок, и устраивать в нем
жертвенные пиры.



А после того, как Торд Ревун учредил тинги
четвертей[24], он велел созывать там Тинг Западных Фьордов; жители всех
Западных Фьордов должны были вести свои тяжбы именно там. До сих пор
можно видеть тот круг, где людей присуждали в жертву богам. В этом
круге стоит камень Тора, о который предназначенным в жертву разбивали
головы; еще и сейчас можно видеть пятна крови на камне[25]. На этом
тинге тоже было большое святилище, но людям уже не запрещалось
справлять нужду.

[25] «Камень Тора» сохранился до нашего времени, но
никаких следов «круга, где людей присуждали в жертву богам», археологам
найти не удалось.



Арнкель Годи подошел к месту суда и принес на
жертвенном кольце клятву в том, что Гейррид не навлекала беду на
Гуннлауга. С ним вместе поклялись Торарин и десять других людей[42].
После этого Хельги вынес оправдательный приговор, а иск Снорри и
Торбьёрна утратил законную силу, что почета им не прибавило.



Книга об исландцах:


[1000
год, после принятия христианства] Тогда было постановлено, что все люди
должны быть христианами, а те, которые здесь в стране были еще
некрещеные, должны принять крещение. А оставление детей[34] и поедание
конины[35] все еще оставались в древних законах. Жертвовать люди должны
тайно, а если бы нашли свидетелей этого, то они должны были объявляться
вне закона. Но по прошествию нескольких зим это язычество было
запрещено, как и прочее.

[34] Оставление новорожденного ребенка в
пустынном месте практиковалось нуждающимися родителями и разрешалось по
языческому закону. См. «Сагу о Гуннлауге», гл. 3.

[35] Жертвенными животными у язычников часто были лошади, их мясо варилось и употреблялось в пищу во время языческих празднеств.




Сага о Гуннлауге Змеином Языке:

III

Летом Торстейн собрался ехать на тинг и перед отъездом сказал своей жене Йофрид:

— Ты должна скоро родить. Если это будет девочка, надо ее бросить, если же это будет мальчик, мы его воспитаем.

Когда
Исландия была еще совсем языческой[2], существовал такой обычай, что
люди бедные и имевшие большую семью уносили своих новорожденных детей в
пустынное место и там оставляли. Однако и тогда считалось, что это
нехорошо.

[2] Исландия приняла христианство в 1000 г.







Отрывки из саг взяты с сайта "Северная слава".





Читать далее!